02/2014 Захватывающие соревнования на глубоком снегу

Во время хоккейного матча за бронзу на Олимпиаде в Сочи Финляндия не оставила никакой надежды сборной Соединенных Штатов. Местом для реванша стало сравнение, проведенное журналом MK, в котором янки оспорили господство финнов по горным снегоходам малого класса. Захватывающие соревнования снегоходов по глубокому снегу продолжили игру, начатую в Сочи.

СРАВНЕНИЕ:
> Arctic Cat M 6000 153 Sno Pro
> Lynx BoonDocker 3900 600 E-ETEC

Первенство по горным снегоходам проводилось в классе 800 кубов, а 600-кубовый снегоход является лучшей альтернативой и более легким при езде по глубокому снегу. Снегоход мощностью около 120 л.с. и объемом 600 кубов не годен для езды на полной мощности. Снегоходы меньшей мощности с двухтактным двигателем удобны при езде по заснеженным местностям, а потребление топлива будет намного меньше, чем у более мощных снегоходов. Покупателями горных снегоходов малого класса являются различные профессионалы, которые все чаще переходят на эти универсальные снегоходы с длинными гусеницами.

В данном классе в этом году возникло оживление после того, как после многолетнего перерыва Arctic Cat вернулся в класс двигателей с объемом 600 кубов. Для сравнения с Cat мы взяли снегоход Lynx 3900 Boon-Docker, который после проведенной на нем модернизации вступил в ряды подлинных горных снегоходов.

Равные по ходовым качествам

У двигателя Arctic Cat C-TEC 2 с прямым впрыском есть свой почерк. Топливо подается прямо в камеру сгорания, форсунка для впрыска расположена в боковой части цилиндра. Изготовитель наделил двигатель мощностью в 123 лошадиные силы, благодаря которым снегоход лидирует в своем классе.

M6000 153" Sno Pro спроектирован для езды по глубокому снегу. Бесступенча- тый гусеничный движитель серии М по своей конструкции очень прост, и его открытые формы подчеркиваются перфорированным скользящим корпу- сом. На задней стойке используется амортизатор Fox Float 2, на передней — более традиционный газовый Fox, внутри витого пружинного амортизато- ра. Под корпусом вращается, оснащен- ная рисунком, 6,6 см гусеница Power Claw длиной 388 см и шириной 38 см. Ширина колеи может регулироваться от 96,5 до 99 см. В основном используется воздушный амортизатор Fox Float треть - его поколения. 

Lynx BoonDocker 3900 600 E-TEC получил в этом сезоне новое оформление REX 2, у которого облицовка более округлен- ная и гусеницы более широкие. Шасси малого Dokker было обновлено еще в прошлом сезоне с использованием отбойника снега PPS DS старшей модели, конечные буквы сокращения которого указывают на глубокий снег (Deep Snow). Заднюю стойку сдвинули вперед, а нижнее крепление передней стойки — вниз. Данные изменения направлены на устранение ненужной болтанки и улучшения движение по снегу. 

BoonDocker теперь оснащен разборными и неприхотливыми в обслуживании газовыми 36 -миллиметровыми амортизаторами. Ширина колеи колеблется от 89,5 до 93,7 см. В передней части используется стабилизатор наклона, а нижние опорные штанги согнуты для лучшего прохождения по снегу. Параметры гусеницы Lynx составляют 40 см в ширину 40 см и 392 см в длину, в то время как высота гусеница модели Powder Max с рисунком 5,9 см.

В последнее время наблюдается тенденция контроля веса среди горных снегоходов, причем как в состоянии нагруженности, так и при пустом топливном баке, особенно в случае снегоходов с длинной гусеницей. Впрочем, независимо от массы снегохода, водитель, прежде всего, пытается повлиять на его управляемость и способность к движению.

Для начала, приведем снегоход в рабочее состояние: зальем масло и бензин, приготовим запасные ремни и инструменты. У Arctic Cat довольно вместительный бак — 43,5 литра, поэтому вес снаряженного снегохода в 253 килограмм можно считать приемлемым. Цифровые весы показали 267 кг для 600-кубового BoonDocker при полностью заполненном 39 литорвом топливном баке. BoonDocker, таким образом, весит на 14 килограмм меньше, чем его старший собрат с электронным стартом, и настолько же больше, чем его конкурент Arctic Cat. Замеры мощности проводились на жестком насте при температуре в несколько градусов мороза. Гусеницы усиленно кромсали замерзший снег на старте, но итоговые результаты оказались достойными.

Стартовав и набирая скорость, соперники шли вровень. До отметки в шестидесят метров Cat опережал Lynx на две с небольшим секунды, а после восьмидесяти метров преимущество сократилось до 14 сотых секунды. Стометровку 600-кубовый снегоход серии М завершил с результатом в 4,88 секунды, опередив Lynx, показавшего время 5,23 сек, на 35 сотых. Максимальная скорость BoonDocker достигла 131,7 км/ч, уступив всего 0,4 пунтка Cat.

Не было замечено больших преимуществ и при торможении. Тормозной путь Lynx составил 47 метров на скорости 80 км/ч, а для Cat это расстояние было на 2 метра короче.

Расход бензина выдался особенно высоким для обеих машин, поскольку большая часть маршрута проходила по глубокому снегу. Arctic Cat сжег 35 литров бензина на 100 километров, в товремя как Lynx понадобились неполные 28 литров.

Рев двигателей

Возможность ездить на снегоходах, рассчитанных на снежную целину, по снегу без наста и избежать при этом излишних потерь - большая редкость. Для многих из нас снегоход, предназначенный для езды по глубокому снегу, является обычным снегоходом, для которого маршруты уже запланированы, и поэтому мы сравниваем характеристики снегоходов по оставленным ими следам. 

Lynx BoonDocker близок по своим генам непревзойденным моделям Rave RE. Длинное шасси PPS прекрасно отрегулировано для условий глубокой снежной целины, а его характеристики подходят и для длинных дистанций. Конечно, подвеска по своей регулировке мягче, чем у моделей, рассчитанных на определенные трассы. Но самое важное, что передняя стойка показывает себя лучше, чем у моделей с короткой гусеницей. По общему мнению, шасси все же удобнее и даже спортивнее, чем у Rave RE. При длинных заездах имеется большое преимущество: можно спокойно управлять машиной, в положении сидя.

Спереди у снегохода Lynx совершенно такая же подвеска, как и сзади. Для носовой части снегоходов различных ценовых категорий требуются стандартно отрегулированные амортизаторы KYB. Передняя часть снегохода прогибается больше всего при неровностях. В носовой части Lynx имеется стабилизатор поперечных наклонов, смягчающий покачивание на виражах.

Стоит заметить, что сочетание узкой колеи и длинной гусеницы не оставляет места для стабильности и устойчивости при поворотах снегохода.

Управление Lynx же просто блестящее. BoonDocker уверенно проходит различные трассы. К тому же, хваленые лыжи Blade неоднократно демонстри- рует хорошее сцепление с поверхностью дороги. У узконосого снегохода лыжа не слишком далеко выдвинута; на трассах с более мягкими условиями на снегоходе Lynx очень удобно поворачивать. BoonDocker прекрасно подхо- дит и для трудных трасс за счет своих рабочих объемов. Руль, безусловно, слишком высок для управления с положения сидя, но при этом водитель может насладиться спуском по склонам, управляя Lynx стоя. У Lynx нет вертикального управления, а ход руля знаком по моделям, рассчитанным на определенные трассы, и хорошо подходит для быстрой езды. 

Горный дух Cat сразу же становится заметным, когда водитель садится за руль. В снегоходах серии М предусмотрена ведущая ось, а особенностью Cat является его руль, высота которого регулируется по длине.

При заездах очень естественным кажется место водителя, когда руль, находящийся на телескопической штанге, достигает нижнего положения. Руль, поворачивающийся почти в горизонтальном положении, все же трудно управляется при активной езде. Скамейки современных снегоходов довольно малы, а сиденье M-Cat, размером с буханку, и вовсе бьет все рекорды. Короткое сидение также трудно не заметить и при рывках в начале старта - его может просто-напросто не хватить!

Arctic Cat по сравнению со своими конкурентами кажется более угловатым на трассе. Подвеска хорошо сработала на небольших неровностях, делая возможным любоваться ландшафтом во время езды без излишней тряски. На больших ухабах подвеска также работает, но все же толчки по шасси ощутимы. Носовая часть, между тем, отлично справляется на неровной дороге. 

Радиатор M6000 довольно мал, и при двух заездах машина начинает перегреваться. Однако, надежная подвеска и гусеница делают из серии М надежного конкурента. Пронзительный звук подчеркивает крутой нрав снегохода, и при езде создаются ощущения, испытываемые в прошлом с Crossfire.

Легкое, но точное управление является одним из преимуществ современных снегоходов Cat, хотя узкий нос серии М на тяжелой трассе создает некоторые проблемы. При нажатии газа снегоход идет уверенно, но стоит приспустить педаль газа, как лыжи тут же входят в старую колею и нос начинает вилять из стороны в сторону. 

Arctic Cat M 6000 153 Sno Pro

1. Передняя подвеска Cat четко работает, и управлять ею при езде довольно легко. Выдающиеся боковые крылья тормозятся кустарниками и часто отпадают при тестовых заездах.
2. Скамейка Arctic Cat короткая, и с нее легко упасть при активной езде.
3. В M6000 используется гусеница Power Claw с рисунком 6,6 см. Уход за ней трудоемкий, но благодаря мощному двигателю она довольно легко крутится.
4. Подножки Cat довольно большие и имеют перфорацию. От накопившегося снега несложно избавиться, слегка ударив по подножке.
5. Вертикальное управление Arctic Cat разработано с расчетом на езду по глубокой снежной целине. Ход руля своеобразен, но при езде по глубокому снегу работает отлично.
6. У Cat типично североамериканское шасси горного снегохода: конструкция открытая. Шасси хорошо работает во время заездов.

Lynx BoonDocker 3900 600 E-ETEC

1. Управление Lynx просто блестящее, а передние амортизаторы совершенно не напряжены при езде по трассе.
2. У Lynx ровное сиденье и хорошие рабочие отсеки.
3. У BoonDocker используется гусеница Powder Max с рисунком 5,9 см. Держат гусеницы надежно, но по глубокому снегу снегоход не может двигаться так же, как Arctic Cat.
4. В подножках больше отверстий, но широкие боковины собирают все же довольно много снега. Через большие отверстия он хорошо удаляется, достаточно ударить ногой по ним.
5. Создается впечатление, что офис Lynx находится как будто на одном из маршрутов снегохода, и флагшток высится возле нее.
6. Удлиненный отбойник снега работает в пути блестяще, но сплошная и гладкая конструкция была бы лучшим решением.

 

 

Соотношение сил меняется на глубоком снегу

Если бы не маркировка, 600-кубовый снегоход Cat вполне смог сойти за 700-кубовый. При езде по глубокому снегу машина кажется более мощной, чем при движении по слегка запорошенной местности. Двигатель Cat может крутить шероховатую гусеницу и в глубоких сугробах, скорость не снизится, даже если нужно подниматься в гору. Мощности хватает и при разворотах на подъеме, а трансмиссия уверенно работает вместе с двигателем мощностью 120 л.с., имеющим прямой впрыск.

При желании нос поднимается так же, как и у 800-кубовых моделей, а гусеница способна поднять снегоход на вершину холма. За исключением одного или двух раз Cat вовремя тестов показал действительно рекордные результаты. Лишь один раз снегоход припарковался из-за ошибки водителя при наезде лыжи на комель березы, но дав задний ход, снегоход снова продолжил путь. На местности, сложность которой была на балл ниже, Lynx BoonDocker работал безукоризненно. На спокойных поворотах между деревьями, где снегоход не нужно толкать вперед, настойчиво выжимая газ, 600-кубовый E-TEC добился преимущества благодаря спокойному характеру и ровным разворотам. Широкая гусеница несет машину очень ровно по снегу, и лыжа блестяще показывает себя на снегу. Лыжи Blade очень мягко направляют нос снегохода, и что самое приятное, они четко прорезают лыжню, давая возможность управлять снегоходом стоя. 

Если радиус поворота увеличивается, начинают сказываться ограничения для движения BoonDocker. При замерах мощности разница между конкурентами почти незаметна, но при глубоком снеге Lynx заметно проигрывает Cat. При движении по склону сопок рычаг газа выжат до предела, чтобы снегоход двигался с таким же темпом, как и Cat. Задняя часть Lynx утопает в снегу на глубину выше метра, и движитель гусеницы вынужден крутить изо всех сил, двигая снегоход по склону, на котором Cat не тратит столько усилий.

Уход за Lynx требует больших усилий. Гусеницы сильно проскальзывают, так что при обычном увеличении мощности в затрудненных местах, движение отсутствует. Более шероховатые гусеницы и более частое переключение передач могут решить эту проблему, но требуется плавное регулирование трансмиссии. Машина не может уверенно двигаться по глубокому снегу, если боковые крылья касаются земли, и снег, попадающий в водителя, может затормозить ход. 

Cat безупречно преодолевает пологие подъемы, с легкостью забираясь на гребни холмов. При заезде на холм под большим пальцем запаса остается еще настолько, чтобы передняя часть снегохода смогла эффектно подняться в воздух, и Cat поприветствовал находящихся на вершине склона друзей с Power Claw. Lynx требует для преодоления холма полной мощности, и его лыжи не смогут оторваться от снега. 

Различие, таким образом, лежит в управляемости сравниваемых снегоходов. Lynx прекрасно движется по ровной поверхности, если им профессиоанльно управлять и балансировать при поворотах в сторону. В тех же местах небольшую балансировку Arctic Cat в сторону уклона или серьезные заносы можно минимизировать легким движением руля. Радиус поворота у лыж Arctic Cat сравнительно короток, в том числе при резких изменениях направлений, для некоторых тестируемых машин подошел бы именно такой радиус поворота лыжи снегохода Cat. В проблемных местностях Cat по своим ходовым качествам является просто продолжением мыслей водителя. Его угол крена легко меняется при езде по склонам, и снегоход легко преодолевает повороты при движении вверх по склону независимо от того, трогается ли он с места или движется на приличной скорости. На косых склонах снегоход как будто немного наклоняется, а лучше всего руль справляется с управлением при низкой позиции.

BoonDocker наклоняется, если имеет небольшую скорость и нагрузку на гусеницы. При медленной скорости, кажется, что снегоход ныряет во время.

ИТОГ:

Уже упоминалось о том, что победителем в сравнении снегоходов класса 600 кубов стал Arctic Cat M6000 Sno Pro. Главными факторами победы являются блестящие ходовые качества Cat при движении по глубокому снегу и мощная тяга. Arctic Cat проиграл Lynx по экономичности расхода топлива и по характеристикам прохождения маршрута, но на глубоком снегу Cat без сомнений является лучшим.

Козырь Lynx в его универсальности. BoonDocker 3900 600 E-ETEC не является горным снегоходом, подобным Cat; он, скорее, гибрид спортивного и горного снегоходов. Lynx удачно показал себя благодаря двигателю, рабочим отсекам, подвеске и дневным переходам, двигаясь по заданной трассе. BoonDocker хорошо передвигается по снегу, он является снегоходом для леса, но в трудных условиях и холмистой местности он не способен показать такую уверенную езду.

МК, февраль 2014

Мотосалон "Олимп-Спорт"

Адрес: г. Вологда, ул. Самойло, 21
Тел.: +7(8172) 54-64-74;
+7(8172) 54-65-42
Часы работы Мотосалона:
будни с 10:00 до 19:00
суббота с 10:00 до 17:00,
воскресенье выходной

Сервис-центр техники "Arctic Cat" и моторов "Tohatsu"

Адрес: г. Вологда, ул. Саммера, д. 60А
Тел.: +7 (8172) 27-33-20;
+7 (8172) 708-555.
Часы работы Сервис-центра:
будни с 10:00 до 18:00
суббота с 10:00 до 14:00,
воскресенье выходной.

Новости

Снегоходы Arctic Cat